Крупнейшая в Азии яхтенная гонка «Королевская регата» стартовала в эту субботу на Пхукете. В этом престижном соревновании, которое продлится до 6 декабря, принимает участие более 100 парусных лодок со всего мира, в том числе 20 экипажей из России.
3 Декабря 2013 10:47:49
С каждым годом яхтинг привлекает все больше поклонников: для одних – это спорт, для других – вид отдыха. И никто уже не помнит, с чего же все начиналось – с морских прогулок ради удовольствия или состязаний под парусом?
Защита от пиратов
Впервые парусные суда под названием «яхта» появились в Голландии в 16-ом веке и изначально выполняли вполне практические задачи. В те времена голландские купцы постоянно подвергались нападениям пиратов, для поимки которых и предназначались эти небольшие, быстрые и маневренные суда. Само слово «яхта» происходит от голландского «jaght», что означает «охотиться» или «догонять».
Впоследствии, обеспеченные голландцы стали использовать подобные суда для водных прогулок. Среди прочих приятных возможностей плавание на яхте несомненно носило и представительский характер, демонстрируя статус владельца.
Немалую роль в становлении яхтинга как вида элитного развлечения и спорта сыграл король Англии Карл II. Находясь в изгнании, он длительное время жил в Голландии, где успел познать не только тонкости кораблестроения, но и обаяние яхтинга. По возвращении Карла II на престол в 1660 году, Ост-Индская компания преподнесла ему поистине царский подарок: великолепно отделанную голландскую яхту «Мэри».
В последующие годы яхтенная флотилия Карла II пополнилась еще 14 судами, кроме того, две яхты были построены в подарок королю Франции Людовику XIV. С тех пор дарение роскошно отделанных яхт стало проявлением хорошего тона среди европейских монархов и высшей аристократии. Так, в 1698 году Петр I получил в подарок от Вильгельма III Оранского яхту «Ройял Транспорт», а от Фридриха Вильгельма I – великолепную яхту «Корона». Эти подарки так вдохновили государя, что в 1713 году он учредил «Наследственный Невский флот» и регулярно лично проводил тренировки экипажей яхт.
Схватка королей
Дух соперничества – это неотъемлемая часть природы человека, и сильные мира сего не исключение. Стремление узнать, чья яхта быстрее, подтолкнуло все того же Карла II организовать первые в мире парусные гонки. Так, 1 октября 1661 года на реке Темзе состязались в скорости новая яхта Карла II «Екатерина» и яхта «Анна», принадлежавшая его брату, герцогу Йоркскому.
С тех пор англичане удерживали пальму первенства по развитию парусного спорта. Именно в Англии в XVIII веке возникли первые яхт-клубы. Наибольшую популярность в высшем обществе яхтинг приобрел в годы правления королевы Виктории (1837-1901). Яхтенный флот государыни размещался в ее резиденции на острове Уайт, в городке Каус. Там же находился престижный яхт-клуб, который по сей день сохранил статус одного из самых важных яхтенных центров мира.
Со временем ряды владельцев яхт пополнили и вышедшие на сцену новой истории промышленные и торговые магнаты. Стал развиваться яхтинг и в Америке. Несмотря на то, что Нью-Йоркский яхт-клуб появился только в 1844 году, уже в 1851-м американские яхтсмены выиграли кубок у «Королевской яхтенной эскадры» в Каусе. С того самого времени кубок называется Кубком Америки, и побеждают в нем всегда американцы: лишь однажды хозяева первенства уступили австралийцам. Кстати, американцы стали первыми, кто отважился на проведение океанских и трансокеанических гонок. Произошло это в 1906 году.
Парусные соревнования развивались повсеместно и в Европе, и в Америке. Однако яхтинг оставался сугубо элитарным развлечение, а начало Второй мировой войны задержало его движение в массы еще больше. В 1950-х годах интерес к отдыху под парусом возродился, причем на качественно другом уровне. Использование в судостроении новых материалов, таких как стеклопластик и алюминий, позволило сильно снизить себестоимость яхт.
Яхтинг стал доступен гораздо более широкому кругу людей. Сейчас, кроме аренды судна с командой, можно пройти обучение в парусной школе и самому научиться управлять яхтой, а также стать желанным членом экипажа на любой регате.
Правила регаты
По всему миру проводятся самые разнообразные соревнования по парусному спорту. Слово «регата» происходит от итальянского слова «riga» – ряд, стартовая линия. Как и любое соревнование, регаты призваны выявить сильнейших среди яхтсменов. Чтобы исключить неравенство яхт по конструкции, для участия в гонках их разделяют на классы и дивизионы, в которых выступают примерно одинаковые суда.
Чтобы максимально сгладить оставшиеся различия среди яхт одного класса, применяется специальный расчетный коэффициент, называемый гандикапом. Он учитывает конкурентные особенности лодки такие, как размер корпуса, вес, площадь и типы парусов, используемые данной яхтой. Время, показанное экипажем каждой яхты, корректируется в соответствии с гандикапом. Таким образом, фактический порядок прихода парусных судов на финиш может отличаться от окончательных результатов соревнований.
Маршрут, по которому проходят гонки, представляет собой путь от стартовой линии до финишной с обязательным подходом яхты к так называемым «знакам» (это может быть буй, мыс или даже остров), которые гоночная инструкция требует обходить с предписанного борта. За правильным прохождением знаков следит судейское судно. Выбор же пути между знаками не регламентируется, а как раз и является проявлением мастерства, опыта и интуиции шкипера.
Долгая история парусных гонок, спорных результатов и конфликтов привели к формированию сложных правил их проведения, которые обновляются каждые четыре года. Однако парусная регата это не только море эмоций для участников, но и зрелище, завораживающее своей красотой многочисленных зрителей.
Наталия Никитина – член команды парусной школы Gokova Sailing Phuket (www. gokovaphuket. ru). Если вы хотите попробовать себя в парусном спорте, свяжитесь со школой по электронной почте gokova. phuket@gmail. com.