Парусный спорт, как и традиции проведения парусных регат, появились очень давно, еще в период, когда начали свое существование большие и красивые парусные судна. Условия проведения парусных регат создавались под великих людей тогдашнего времени, ведь в гонках были обязаны принимать участие богатейшие жители страны и представители монаршего рода. Так как покупка и содержание яхты обходилось солидную сумму владельцу, поэтому позволить себе такую роскошь все желающие просто не могли. Например, даже сегодня состязания в парусной регате в Англии проводятся под попечением государства, и имеет статус королевской гонки. А все потому, что в свое время английский король Георг IV стал членом эскадры королевского яхт-клуба. Кроме всего прочего, брат и наследник престола Уильям IV стал учредителем награды для победителей в регате 1834 года, которая представляла собой особый кубок.
Самый престижный и очень давний вид гонок на парусных суднах был основан еще во времена, когда правление было в руках королевы Виктории. Это гонка, в которой боролись за первенство и за Кубок Америки. В это время супруг королевы Виктории Альберт организовывает проведение всемирной выставки по теме технического прогресса, которая имела место в Лондоне. Выставка должна была «утереть нос» всем странам, и показать, кто является лидером вне конкуренции, в прогрессивных технологиях и достижениях. А в завершение выставки должна была стартовать парусная регата, которая также имела свой под смысл. Состязание должно было окончательно убедить всех, что именно Англия является единственным лидером в технических достижениях, поэтому для участия в ней были созваны «морские волки» со всех стран мира.
Вполне с определенной целью в выставке вызвались участвовать и представители Америки, но в самом парусном состязании они взяли участие совершенно случайно. Это случилось в 1850 году, когда журналист из Англии предложил некому Джону Коксу Стивенсону (командору Нью-Йоркского яхт-клуба) принять участие в королевской гонке на парусных суднах. Гордыня американцев взыграла, и решение было принято в сторону позитивного ответа, и вопрос оставался только в выборе судна. В итоге, специально для участия в регате, было создано судно, которое бы во многих, если не во всех, параметрах превосходило яхту Англии. Здесь возникли сопутствующие вопросы о поиске финансов, постройке проекта и самого судна, спуск на воду и перевозка через воды Атлантики – это уже другая история. Но, не смотря на все трудности, в июне 1850 года яхта «Америка» все же была спущена на воду у берега Англии и принята в состав участников королевской регаты, что затем возымело легендарные последствия в парусном спорте в целом.
На то время американское судно было просто шедевром судостроения с креативным дизайном. Длинна «Америки» от кормы до носа достигала чуть более 38 метров, а ширина – немного перевалила за 6 метров, и это при грузоподъемности — 170,5 тонн и осадке – 3, 35 футов. Высота основной мачты «Америки» была 24,69 м, а передней – 24,23 м. Производилась она из пяти видов различной древесины, закрепленной специальными металлическими скрепами. Обшивалась яхта светлым дубом, палубные помещения – желтой сосной. Днище облагородили листами меди, вышедшими выше ватерлинии на 15 см. Корпус был окрашен в цвет олова. Паруса занимали площадь 489 кв. м. и разрабатывал их лучший мастер Нью-Йорка, некий Р. Г.Вильсон. Каюты были цитаделью роскоши, и могли вместить 15 человек.
Естественно, «Америка финишировала первой, а пришедшее через 18 минут английское судно повергло в панику английских болельщиков. Кроме того, американская шхуна была удостоена великой чести, так как ее посетила сама королева Британии вместе со своим мужем. Эта регата стала стартовой в продолжительном лидировании американцев в парусном спорте.
Приз, который достался победителям – это великолепный сосуд из чистого серебра, формы которого были весьма утонченными и подчеркивались резной ручкой. На тот момент его цена была в пределах 500 долларов, это не большая сумма, но это ничто, если сравнивать с теми привилегиями, признанием и престижем, который впоследствии получила американская сторона. После кончины Джона Кокса, кубок передали на хранение в яхт-клуб города Нью-Йорк, где ее можно увидеть и сегодня. Естественно, в перспективе рассматривались варианты проведения регаты на Кубок Америки, но обязательным условием было то, что он должен при победе оставаться не в семье победителя, а в яхт-клубе. Несмотря на то, что первый выигранный приз совершенно не представлял собой никакой особой ценности, а оставался больше как почетный, в дальнейшем проводились гонки, трофеи которых были намного ценнее.
Прошло много лет с тех пор, но соревнования на парусных яхтах не только не утратили, но и приумножили свою популярность. Кроме этого, они сохранили свой статус как международное состязание, хотя многие государства не могут позволить себе тратить баснословные деньги на участие в столь дорогой регате. Только представьте, яхт-клуб Нью – Йорка существует уже более 125 лет, и за это время он потратил больше 80 миллионов американских долларов на участие в регатах. Но даже сверх высокая стоимость, претендентов на участие и обладание трофеем было более чем достаточно, и интересовались люди одновременно из многих стран. Такая ситуация привела к тому, что для участия в регате начали проводить отборные туры, которые с 1983 года финансировались французской компанией «Луи Вюитон», которая в итоге учредила и кубок для победителя.
Парусная регата собирает миллионы наблюдателей, несмотря на то, что это довольно дорогое удовольствие. Многие не на шутку увлекаются состязанием, так как с каждым годом оно становится все более интересным благодаря множественным техническим прогрессивным дополнениям. Каждый год появляются не только великолепно технически оснащенные судна, но и яхты с необычным внешним видом, благодаря креативному подходу к их дизайну. Парусная регата превратилась в популярное и любимое дело как для участников, так и для поклонников, и многие бы отдали многое, для того что бы хотя бы одним глазом взглянуть на подобное действие лет эдак через 100!